Вопросы и ответы
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 538 «О мерах государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня» государственная поддержка представляется научным центрам мирового уровня следующих типов:
В соответствии с абз. 2 п. 2 Правил ПП 538 "центр" может быть создан на базе структурного подразделения научной организации, или образовательной организации высшего образования, или научной организации, среднесписочная численность научных работников которой не превышает 150 человек (далее - организация, на базе которой создан центр), либо в форме объединения без образования юридического лица (консорциума) научных организаций, и (или) образовательных организаций высшего образования, и (или) образовательной организации, имеющей право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" "научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность".
а) являться структурным подразделением одновременно двух и более участников центра?
б) являться совокупностью ассоциированных, но самостоятельных структурных подразделений одновременно двух и более участников центра?
а) Нет. Не может согласно понятию «центр» в соответствии с абз. 2 п. 2 Правил («Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на осуществление государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня, включая международные математические центры мирового уровня, центры геномных исследований мирового уровня, а также научные центры мирового уровня, выполняющие исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 538 (ред. от 28.01.2020) «О мерах государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня» (далее – Правила));
б) Понятие «центр» определено в соответствии с абзацем 2 п. 2 Правил.
Перечень структурных подразделений организаций – участников центра, входящих в состав центра, определяется участниками центра.
1) Математический центр – центр в области математических
и смежных наук - международные математические центры мирового уровня;
2) Центр геномных исследований – центр в области геномных исследований и разработок генетических технологий, включая технологии генетического редактирования - центры геномных исследований мирового уровня;
3) Центр по приоритетным направлениям – центр в научных областях по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Допустимо ли изменять приведенный фрагмент текста заявки (формы 2) в части слов «…на базе…»?
«Научный центр мирового уровня, выполняющий исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития (Наименование центра) (далее – центр) создан в форме объединения без образования юридического лица (консорциума) (Наименование участников центра с указанием организационно – правовой формы, места нахождения с указанием почтового адреса, а также адреса электронной почты и номера контактного телефона)».
Что следует указывать вместо символа «х» при подаче документов для участия в конкурсном отборе (не изменении документов) на конверте с документами для участия в конкурсном отборе?
1. Передовые цифровые технологии и искусственный интеллект, роботизированные системы, материалы нового поколения;
2. Экологически чистая ресурсосберегающая энергетика, эффективное рациональное использование недр и биоресурсов;
3. Персонализированная медицина, высокотехнологичное здравоохранение и технологии здоровьесбережения;
4. Высокопродуктивное и экологически чистое агро- аквахозяйство, создание безопасных, качественных и функциональных продуктов питания;
5. Технологии обеспечения национальной безопасности (противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества и экономики);
6. Интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, исследование и эффективное освоение геосферы Земли и окружающей Вселенной (космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики);
7. Гуманитарные и социальные исследования взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов как эффективных ответов общества на большие вызовы.
Означает ли это, что данное направление будет оцениваться отдельно и рейтинговаться советами по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации с учетом этой особенности?
Советы по приоритетам проводят предварительную экспертизу заявок направленных в них в соответствии с приоритетными направлениями, указанными в этих заявках.
В соответствии с п. 2.4.12 КД Совет по приоритету утверждает на заседании Совета по приоритету итоговый рейтинг центров и оформляет принятое решение протоколом заседания, который направляется в Минобрнауки России. Минобрнауки России направляет итоговые рейтинги заявок в Совет.
В соответствии пп. а) п. 2.4.14 КД рассматривает и, при необходимости, корректирует итоговый рейтинг заявок, заслушивает инициаторов создания центров и определяет победителей конкурсного отбора и размеры грантов.
Образовательные программы и аспиранты означают, что необходима лицензия и аккредитация образовательной деятельности. Мы собираемся подавать заявку от консорциума институт-университет, у каждого из них лицензия и аккредитация, конечно, есть, но аспиранты при этом являются аспирантами либо института, либо университета. Каким образом оформлять аспирантов, чтобы они считались аспирантами центра?
- какие значения следует вносить в ячейки, соответствующие следующим столбцам и строкам таблицы 1 «Планируемый объем финансового обеспечения реализации Программы» пункта 1 формы 2 «Заявление на участие в конкурсном отборе» конкурсной документации: по столбцам «2020 г. - 2025 г.» и «Итого» столбца «Предлагаемый объем финансового обеспечения, (млн. руб.)», по строке «Объем запрашиваемого гранта из средств федерального бюджета»?
- какие значения следует вносить в ячейки, соответствующие следующим столбцам и строкам таблицы, определяющей содержание раздела «Информация о финансовом обеспечении программы создания и развития центра на 2020-2025 годы, включая размеры финансовых средств, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета и внебюджетных источников, с указанием конкретных источников таких средств » формы 3 конкурсной документации “Проект программы создания и развития центра”:
- по столбцам «2022 год» - «Средства гранта», «2023 год» - «Средства гранта», «2024 год» - «Средства гранта», «2025 год» - «Средства гранта» и «Всего (тыс. рублей)» - «Средства гранта» столбца «Объем финансового обеспечения Программы создания и развития центра из федерального бюджета и внебюджетных источников по годам реализации (тыс. рублей)», г. - по строкам «1», «2» и «...»?
Следует указывать объем средств, выделенных из федерального бюджета, а также внебюджетных средств софинансирования необходимых для реализации мероприятий в указанных годах. В столбце «Наименование мероприятий» в строках «1», «2» и «...» указываются мероприятия в соответствии с Программой научных исследований центра, Планом проведения центром конференций и мастер-классов, иных мероприятиях, в том числе международных, Планом разработки и внедрения в центре новых образовательных программ и (или) исследовательских программ центра, в том числе о международных тематических программах (при необходимости), срок реализации которых от 1 месяца до года.
- таблице 1 «Планируемый объем финансового обеспечения реализации Программы» пункта 1 формы 2 «Заявление на участие в конкурсном отборе » конкурсной документации?
- в разделе «Информация о финансовом обеспечении программы создания и развития центра на 2020-2025 годы, включая размеры финансовых средств, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета и внебюджетных источников, с указанием конкретных источников таких средств» таблицы 13, формы 3 “Проект программы создания и развития центра”?
При этом согласно подпункту «г» п. 23 Правил получатель гранта на дату не ранее чем 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении гранта не может являться получателем в текущем финансовом году или на указанную дату средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление гранта, в соответствии с иными правовыми актами на цели, установленные пунктом 1 Правил.
Таким образом, указанные в вопросе финансовые средства из федерального бюджета допустимо предусматривать в объеме финансового обеспечения программы деятельности центра в случае если в качестве целей их предоставления прямо указано финансовое обеспечение Программы деятельности центра мирового уровня, выполняющего исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития. Одновременно с этим важно учесть, что получение гранта в соответствии с Правилами в этом случае будет невозможно.
Необходимы следующие пояснения: Верно ли утверждение, что итоги двух таблиц должны быть равными?
Помимо прочего, это могут быть: пожертвования, спонсорские платежи, инвестиции частных лиц, а также доходы от деятельности самой организации помимо государственного (муниципального задания), при условии, что такая деятельность служит достижению целей, ради которых она создана, соответствует этим целям и указана в её учредительных документах
1. Ожидаемый размер гранта в каждом году в период 2021-2024 годов целесообразно устанавливать на уровне, не превышающем размер гранта в 2020 году, при этом размер внебюджетного финансирования в каждом году в период 2021-2024 годов целесообразно установить на уровне не менее 10 % от размера гранта в соответствующем году.
2. Следует отметить, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 39 Правил Совет может принять решение «о дальнейшем предоставлении гранта центру в текущем финансовом году и об определении размера гранта». При этом в соответствии с пунктом 40 Правил «в случае представления инициатором создания центра предложений о внесении изменений в программы создания и развития центров и состав участников центров совет по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития, принимает «решение об утверждении (либо отказе в утверждении) предложенных изменений в программу создания и развития центра и состав участников центра», что позволяет своевременно вносить необходимые корректировки в программу создания и развития центра и состав участников центра с указанием соответствующего финансирования.
- в таблице 14 «Выплаты персоналу», в пункте 2.1.6(а) на оплату труда работников организаций…, а также лиц, привлекаемых ими к реализации Программы на условиях гражданско-правовых договоров.
- в таблице 14 не предусмотрены иные расходы, которые признаются допустимыми в пункте 2.1.6(г) – оплата патентных сервисов.
…
д) перечень целевых показателей деятельности центра с указанием их значений, в соответствии с пунктом 2.2.4 настоящей конкурсной документации, по форме, установленной конкурсной документацией.
В проекте Программы центра, создаваемого в форме консорциума, приводятся значения целевых показателей деятельности центра, являющиеся соответствующими суммарными значениями целевых показателей участников центра.
В значениях целевых показателей подлежат отражению и будут учитываться значения, достигаемые каждым из участников консорциума (в целом), или значения, достигаемые отдельными структурными подразделениями, участвующими в реализации Программы, и отдельными сотрудниками участников НЦМУ, привлекаемыми к реализации Программы на основании трудового и (или) договора гражданско-правового характера?
…
л) количество исследователей, принятых на работу в центр и ранее не работавших исследователями в организации, на базе которой создан центр, или в организациях, являющихся участниками центра.
…
Допустимо ли относить к числу исследователей, принятых на работу в НЦМУ и ранее не работавших исследователями в организациях-участниках НЦМУ:
а) исследователей, которые ранее работали в иных структурных подразделениях таких организаций, не предполагаемых к участию в реализации разрабатываемой Программы?
б) исследователей, которые привлекаются к работе в НЦМУ на основании договоров гражданско-правового характера?
б) Допустимо. Однако исследователи, привлекаемые к работе в НЦМУ на основании договоров ГПХ, не могут быть лицами, ранее работавшими в организации на базе которой создан центр, или в организациях, являющихся участниками центра.
правового характера?
правового характера?
С другой стороны, сотрудники центра могут работать в рамках дополнительного финансирования за счет иных средств, полученных центром или конкретным сотрудником, например, в рамках договора гражданско-правового характера со сторонней организацией. В этом случае допускается различия значений
а) должна ли сумма значений, указываемых в таблицах «Публикационная активность авторов работников участника N» (по годам) приложения 2 к соглашению о создании консорциума (форма 4), совпадать со значением, указываемым в строке 11 таблицы в пункте 1 того же приложения 2?
б) должны ли значения, указываемые в таблицах «Публикационная активность авторов работников участника N» (по годам) приложения 2 к соглашению о создании консорциума (форма 4), совпадать со значениями, указываемыми в строке 11 таблицы по пункту 2.1, 2.2 (2.N) того же приложения 2?
б) Нет, могут не совпадать при описанном выше условии.
а) каким образом должна быть учтена такая публикация при планировании значения показателя по числу статей (публикаций) НЦМУ (в целом)?
б) будет ли такая статья (публикация) учтена в значении показателя по числу статей (публикаций) НЦМУ (по каждому из участников НЦМУ)?
правового характера?
б) Если значение показателя подразумевает собой количество публикаций, то такая публикация будет учтена в единственном числе. Если значение показателя подразумевает собой численность ученых, являющихся работниками центра и опубликовавших статьи в научных изданиях первого и второго квартилей, то статья учитывается для каждого ученого.
2)Каким образом, в какой форме и на основании каких документов организациям следует производить закрепление ведущих ученых? Что является документом, подтверждающим закрепление ведущих ученых в центре?
3) В случае, если ведущий ученый работает в организации-участнике центра (до подачи заявки), но в рамках реализации Программы и деятельности НЦМУ будет привлечен также к реализации мероприятий, предусмотренных Программой (в том числе с оплатой труда из средств гранта), допускается ли учитывать такого ведущего ученого в таблице «Количество ведущих ученых, планируемых к привлечению и закреплению»?
2) Трудовой договор с ведущим ученым. Подтверждение того, что ведущий ученый имеет за последние 2 года, не менее 1 статьи в изданиях первого и второго квартиля, индексированных в международных базах данных, или не менее 1 патента на изобретение за рубежом (для подтверждения статуса ведущего ученого).
3) Допускается.
Подтверждением наличия в организации базы данных является: приказ организации об ее постановке на бухгалтерский баланс, свидетельство о регистрации в ФИПС.
Пользователями считаются сотрудники базовой организации, а также внешние пользователи (физические лица, не являющиеся сотрудниками базовой организации; сотрудники других организаций). Либо, если считать по хоз. субъектам: сама базовая организация (включая ее филиалы), а также иные юр. лица и индивидуальные предприниматели.
Подтверждениями факта пользования являются:
- хоз. договора (договор о предоставлении образцов коллекции, договор о доступе к базе данных);
- заявки на доступ (договоры не у всех практикуются);
- билеты и абонементы (напр., для музейной коллекции).
При этом в сноске указано «Рассматривается на основе представленного участником конкурсного отбора перечня крупных международных конференций и конгрессов по направлениям деятельности центра (не более 10), на которые были приглашены ...».
1) Какое значение следует указывать в столбце «Значение показателя», если число международных конференций и конгрессов превышает 10 мероприятий?
2) Допустимо ли указание значения, превышающего 10 международных конференций и конгрессов?
2) Не допустимо.
- количество ведущих зарубежных ученых, привлечённых из зарубежных научных организаций - мировых лидеров, в том числе для проведения мастер-классов, семинаров и конференций;
- количество совместных научных исследований;
- количество стажировок исследователей в зарубежных научных организациях.
Отражать не следует, если в заявке центра указан приоритет «Гуманитарные и социальные исследования взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов как эффективных ответов общества на большие вызовы».
Одновременно с этим, в случае создания научного центра мирового уровня, выполняющего исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития, на базе консорциума функции по координации деятельности участников центра при реализации задач центра и управлению реализацией программы создания и развития центра, а также предоставлению в Минобрнауки России сводной отчетности по центру возлагается на координатора центра в соответствии с п. 3.9 Соглашения о создании консорциума.
Одновременно с этим, в случае создания научного центра мирового уровня, выполняющего исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития, на базе консорциума функции по координации деятельности участников центра при реализации задач центра и управлению реализацией программы создания и развития центра, а также предоставлению в Минобрнауки России сводной отчетности по центру возлагается на координатора центра в соответствии с п. 3.9 Соглашения о создании консорциума.
1) являться структурным подразделением одного из таких участников центра?
2) иметь форму научного коллектива или творческого коллектива, состав и характеристики которого в организации определяются приказом такой организации (например, по аналогии с коллективами, предусмотренными в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25.08.2017 № 996)?
3) состоять из двух и более самостоятельных структурных подразделений у каждого участника центра?
2) Нет. Не может согласно понятию «центр» в соответствии с абзацем 2 п. 2 Правил.
3) Понятие «центр» определено в соответствии с абзацем 2 п. 2 Правил. Перечень структурных подразделений организаций – участников центра, входящих в состав центра мирового уровня, выполняющего исследования и разработки по приоритету научно-технологического развития, определяется участниками центра.
а. участника центра (в каждой из таких программ)?
б. участника центра и организации, на базе которой создан научный центр мирового уровня, выполняющий исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития?
а. юридическое лицо из числа участников центра?
б. юридическое лицо?
Каким нормативным правовым актом предусмотрено, что инициатором создания центра может быть только физическое лицо?
В данном определении прямо не указано ни то, что инициатором создания научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития, на базе консорциума может быть только физическое лицо, ни то, что в отличие от создания научного центра мирового уровня на базе одной организации инициатором создания научного центра мирового уровня на базе консорциума может быть не только физическое лицо, но и юридическое лицо.
При этом посредством системного толкования понятия «инициатор создания центра» согласно абзацу 4 пункта 2 Правил и положения подпункта «б» пункта 17 Правил, согласно которому совет по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития, «рассматривает представленные в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил документы, заслушивает инициаторов создания центров и определяет победителей конкурсного отбора и размеры грантов», следует вывод о том, что согласно Правилам инициатором создания научного центра мирового уровня, выполняющего исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития, может являться только физическое лицо.
- непризнания центра победителем конкурсного отбора;
- окончания срока реализации Программы.
Согласно п. 5.3 Формы Соглашения о создании консорциума (форма 4 раздела 3 КД) решение об изменении (досрочном прекращении) Соглашения может быть принято всеми Участниками центра единогласно. Ни один из Участников центра не вправе отказаться от исполнения Соглашения до момента официального опубликования результатов конкурсного отбора, а в случае объявления центра победителем – до момента надлежащего исполнения всех принятых обязательств в соответствии с Программой.
Таким образом, зависимость действия Соглашения о создании консорциума от результатов конкурсного отбора предусмотрена Формой Соглашения. Дополнительные положения не требуются.
Этот перечень является общим для всех участников, в том числе и для федеральных государственных автономных учреждений высшего образования.
При этом следует учесть требование подпункта «б» пункта 2.2.1 КД, которое распространяется на бюджетные и автономные учреждения, не находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, о предоставлении согласия учредителей участников центра на участие подведомственных им организаций в конкурсном отборе и последующее заключение организациями соглашения о предоставлении гранта.
К «копиям учредительных документов участников центра, заверенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», указанным в пункте 1.2 Описи документов для участия в конкурсном отборе (форма 1 раздела 3 КД) относятся копии: устава, свидетельства об ОГРН, свидетельства об ИНН.
5. Каков исчерпывающий перечень документов, представляемых в числе учредительных документов некоммерческой организации?
В перечень документов, представляемых в Минобрнауки России, входят документы, указанные в п. 2.2.1 КД с учетом Описи документов для участия в конкурсном отборе (форма 1 раздела 3 КД).
Этот перечень является общим для всех участников, в том числе и для некоммерческих организаций.
При этом следует учесть требование подпункта «б» пункта 2.2.1 КД, которое распространяется на бюджетные и автономные учреждения, не находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, о предоставлении согласия учредителей участников центра на участие подведомственных им организаций в конкурсном отборе и последующее заключение организациями соглашения о предоставлении гранта.
К «копиям учредительных документов участников центра, заверенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», указанным в пункте 1.2 Описи документов для участия в конкурсном отборе (форма 1 раздела 3 КД) относятся копии: устава, учредительного договора (в случае его заключения), свидетельства об ОГРН, свидетельства об ИНН.
Согласно пункту 5.26 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов", утвержденного приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст, при заверении соответствия копии документа подлиннику под реквизитом "подпись" указываются: слово "Верно"; должность лица, заверившего копию; его собственноручная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия); дата заверения копии. Если копия выдается для представления в другую организацию, отметка о заверении копии дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия ("Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле N ... за ... год"), и заверяется печатью организации. Для проставления отметки о заверении копии может использоваться штамп.
2) Какие именно и какие конкретно учредительные документы должны быть предоставлены федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования?
3) Какие именно и какие конкретно учредительные документы должны быть предоставлены некоммерческой организацией?
Документы, указанные в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Описи документов для участия в конкурсном отборе (форма 1 раздела 3 КД), являются неотъемлемой частью Заявки на участие в конкурсном отборе, и также должны быть представлены.
Указанные в пункте 10 Описи документов для участия в конкурсном отборе (форма 1 раздела 3 КД) «Другие документы на усмотрение инициатора создания центра» не обязательны для представления.
Этот перечень является общим для всех участников, в том числе и для федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего образования и некоммерческих организаций.
При этом следует учесть требование подпункта «б» пункта 2.2.1 КД, которое распространяется на бюджетные и автономные учреждения, не находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, о предоставлении согласия учредителей участников центра на участие подведомственных им организаций в конкурсном отборе и последующее заключение организациями соглашения о предоставлении гранта.
К «копиям учредительных документов участников центра, заверенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», указанным в пункте 1.2 Описи документов для участия в конкурсном отборе (форма 1 раздела 3 КД) относятся копии: устава, учредительного договора (в случае его заключения), свидетельства об ОГРН, свидетельства об ИНН.
В случае значительного объёма материала заявки для её комплектования разрешается использовать конверты большого объема (запечатанный пакет) или одну коробку. Конверт или коробка должны быть запечатаны способом, исключающим возможность вскрытия конверта или коробки без разрушения его/её целостности.
Коробка должна быть опечатана и заверена подписью инициатора создания центра.
Этот перечень является общим для всех участников, в том числе и для федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего образования.
При этом следует учесть требование подпункта «б» пункта 2.2.1 КД, которое распространяется на бюджетные и автономные учреждения, не находящиеся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, о предоставлении согласия учредителей участников центра на участие подведомственных им организаций в конкурсном отборе и последующее заключение организациями соглашения о предоставлении гранта.
К «копиям учредительных документов участников центра, заверенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», указанным в пункте 1.2 Описи документов для участия в конкурсном отборе (форма 1 раздела 3 КД) относятся копии: устава, свидетельства об ОГРН, свидетельства об ИНН.
В соответствии с пунктом 33 Правил «В случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и (или) органом государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления гранта, а также в случае недостижения целевых показателей результативности предоставления гранта, предусмотренных соглашением, соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета».
Таким образом, для получения гранта необходимо заключение соглашения о предоставлении гранта. Перечисление гранта без заключения соглашения о предоставлении гранта Правилами и КД не предусмотрено.
При каких условиях к получателю субсидии может быть применена мера ответственности предусматривающая возврат соответствующих средств в доход федерального бюджета?
При каких условиях к получателю субсидии может быть применена мера ответственности в виде штрафа (штрафных санкций) и мера ответственности. предусматривающая возврат соответствующих средств в доход федерального бюджета?
Какие именно средства, являющиеся «соответствующими средствами», следует относить к подлежащим возврату в доход федерального бюджета при установлении фактов нарушения целей, условий и порядка предоставления гранта, а также в случае недостижения целевых показателей результативности предоставления гранта?
Мерой ответственности, предусмотренной Правилами являются штрафные санкции, предусмотренные пунктом 34 Правил, применяемые к получателю гранта в случае недостижения целевых показателей результативности предоставления гранта, предусмотренных соглашением. Размер штрафных санкций определяется в соответствии с пунктом 35 Правил.
Основанием направления требования о возврате средств гранта в доход федерального бюджета согласно пункту 33 Правил является установление по итогам проверок, проведенных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и (или) органом государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления гранта, а также в случае недостижения целевых показателей результативности предоставления гранта, предусмотренных соглашением.
Под «соответствующими средствами», указанными в пункте 33 Правил, понимаются средства гранта, полученные в году, в котором получателем гранта были нарушены цели, условия и порядок предоставления гранта.
Шаблон Соглашения Минобрнауки России с координатором НЦМУ
В соответствии с подпунктом а) пункта 6(1). Правил предоставления гранта: «6(1). Гранты предоставляются на осуществление расходов, связанных с достижением указанных в пункте 1 настоящих Правил целей, в том числе на реализацию программы создания и развития центра, включая следующие расходы: а) на оплату труда работников организаций, на базе которых созданы центры, признанные победителями конкурсного отбора, либо участников центров, определенных программами создания и развития центров, признанных победителями конкурсного отбора, а также лиц, привлекаемых ими к реализации программы создания и развития центра на условиях гражданско-правовых договоров».
а) на оплату труда работников организаций, на базе которых созданы центры, признанные победителями конкурсного отбора, либо участников центров, определенных Программами центров, признанных победителями конкурсного отбора, а также лиц, привлекаемых ими к реализации Программы на условиях гражданско-правовых договоров;
б) на приобретение изделий, комплектующих, материалов, оборудования, программного обеспечения, необходимого для реализации Программы;
в) на транспортные и командировочные расходы работников организаций, на базе которых созданы центры, признанные победителями конкурсного отбора, либо участников центров, определенных Программами центров, признанных победителями конкурсного отбора, а также лиц, привлекаемых ими к реализации Программы на условиях гражданско- правовых договоров;
г) на оплату патентных сервисов (патентный поиск, патентные стратегии, патентная защита, продвижение патентов и др.);
д) на мероприятия Программы, связанные с развитием его инфраструктуры;
е) на оплату стажировок, в том числе зарубежных, работников организаций, на базе которых созданы центры, признанные победителями конкурсного отбора, либо участников центров, определенных Программами центров, признанных победителями конкурсного отбора, а также лиц, привлекаемых ими к реализации Программы на условиях гражданско- правовых договоров, и освоение ими дополнительных профессиональных программ.»
А) Принимая во внимание, что в приведенном пункте применяются слова «в том числе» и «включая», приведенный перечень расходов является не исчерпывающим (не закрытым, не ограниченным)?
Б) Допускаются ли иные расходы из средств гранта, например, накладные расходы организации?
В) Могут ли быть понесены расходы на приобретение интеллектуальных прав (исключительного права, права использования) в рамках расходов на приобретение изделий, комплектующих, материалов, оборудования, программного обеспечения, необходимых для реализации Программы?
Г) Могут ли быть понесены расходы на оказание услуг или выполнения работ привлекаемыми к реализации Программы третьими лицами (юридическими лицами) на условиях гражданско-правовых договоров? Могут ли такие расходы быть понесены в рамках расходов на оплату труда лиц, привлекаемых ими к реализации Программы на условиях гражданско-правовых договоров?
Б) Нет. Допускаются только расходы, указанные в п. 6(1) Правил.
В) Могут быть понесены расходы на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельностив рамках расходов на приобретение изделий, комплектующих, материалов, оборудования, программного обеспечения, необходимых для реализации Программы, но только в случае если приобретение таких прав необходимо для использования изделий, комплектующих, материалов, оборудования, программного обеспечения по назначению и с целью достижения указанных в пункте 1 Правил целей.
Г) Нет. Согласно пп. «а» п. 6(1) Правил допускаются расходы на оплату труда лиц, привлекаемых к реализации программы создания и развития центра на условиях гражданско-правовых договоров. Таким образом, имеются в виду только физические лица.
Ответ на запрос разъяснения положений конкурсной документации НИУ ВШЭ
Нет. Не может согласно понятия «центр» в соответствии с абзацем 2 п. 2 Правил .
Понятие «центр» определено в соответствии с абзацем 2 п. 2 Правил.
Перечень структурных подразделений организаций – участников центра, входящих в состав математического центра мирового уровня, определяется участниками центра.
Нет. Не может согласно понятия «центр» в соответствии с абзацем 2 п. 2 Правил.
Следует вносить значения необходимого объема выделенных, из федерального бюджета, средств для финансового обеспечения реализации Программы в указанных годах.
- по столбцам «2021 год» - «Средства гранта», «2022 год» - «Средства гранта», «2023 год» - «Средства гранта», «2024 год» - «Средства гранта» и «Всего (тыс. рублей)» - «Средства гранта» столбца «Объем финансового обеспечения Программы создания и развития центра из федерального бюджета и внебюджетных источников по годам реализации (тыс. рублей)», г. - по строкам «1», «2» и «...»?
Следует указывать объем средств, выделенных из федерального бюджета, а также внебюджетных средств софинансирования необходимых для реализации мероприятий в указанных годах. В столбце «Наименование мероприятий» в строках «1», «2» и «...» указываются мероприятия в соответствии с Программой научных исследований центра, Планом проведения центром конференций и мастер-классов, иных мероприятиях, в том числе международных, Планом разработки и внедрения в центре новых образовательных программ и (или) исследовательских программ центра, в том числе о международных тематических программах (при необходимости), срок реализации которых от 1 месяца до года,
Согласно подпункту «б» пункта 10 Правил и подпункту «б» пункта 2.2.2 КД в финансовое обеспечение Программы деятельности центра входят финансовые средства, предоставляемые на эти цели из федерального бюджета и внебюджетных источников. При этом согласно подпункту «г» п. 23 Правил получатель гранта на дату не ранее чем 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении гранта не может являться получателем в текущем финансовом году или на указанную дату средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление гранта, в соответствии с иными правовыми актами на цели, установленные пунктом 1 Правил. Таким образом, указанные в вопросе финансовые средства из федерального бюджета допустимо предусматривать в объеме финансового обеспечения программы деятельности центра в случае если в качестве целей их предоставления прямо указано финансовое обеспечение Программы деятельности научного центра мирового уровня. Одновременно с этим важно учесть, что получение гранта в соответствии с Правилами в этом случае будет невозможно. Под средствами федерального бюджета подразумеваются средства гранта.
С учетом ответа на предыдущий вопрос, отражение указанных в вопросе средств представляется не применимым к данному конкурсному отбору.
Да верно. Итоговые данные должны быть идентичными
Как было указано выше, финансовые средства из федерального бюджета допустимо предусматривать в объеме финансового обеспечения программы деятельности центра в случае если в качестве целей их предоставления прямо указано финансовое обеспечение Программы деятельности научного центра мирового уровня. Одновременно с этим важно учесть, что получение гранта в соответствии с Правилами в этом случае будет невозможно.
Под средствами федерального бюджета подразумеваются средства гранта.
Средствами из внебюджетных источников, исходя из норм действующего законодательства, включая Правила, могут быть любые денежные средства, не относящиеся к федеральному и иным бюджетам (субъектов РФ и муниципальных образований).
Помимо прочего, это могут быть: пожертвования, спонсорские платежи, инвестиции частных лиц, а также доходы от деятельности самой организации помимо государственного (муниципального задания), при условии, что такая деятельность служит достижению целей, ради которых она создана, соответствует этим целям и указана в её учредительных документах .
Порядок, формы и сроки отчетности будут предусмотрены в Типовых формах соглашения о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета на осуществление государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня, включая международные математические центры и научные центры мирового уровня, выполняющие исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития.
Таким образом предоставление согласия учредителей автономной некоммерческой образовательной организации не требуется.
Основными характеристиками иностранных исследователей центра являются:
Этот перечень является общим для всех участников, в том числе и для федеральных государственных автономных учреждений высшего образования.
При этом следует учесть требование подпункта «б» пункта 2.2.1 КД, которое распространяется на бюджетные и автономные учреждения, не находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, о предоставлении согласия учредителей участников центра на участие подведомственных им организаций в конкурсном отборе и последующее заключение организациями соглашения о предоставлении гранта.
К «копиям учредительных документов участников центра, заверенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», указанным в пункте 1.2 Описи документов для участия в конкурсном отборе (форма 1 раздела 3 КД) относятся копии: устава, свидетельства об ОГРН, свидетельства об ИНН.
В перечень документов, представляемых в Минобрнауки России, входят документы, указанные в п. 2.2.1 КД с учетом Описи документов для участия в конкурсном отборе (форма 1 раздела 3 КД).
Этот перечень является общим для всех участников, в том числе и для некоммерческих организаций.
При этом следует учесть требование подпункта «б» пункта 2.2.1 КД, которое распространяется на бюджетные и автономные учреждения, не находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, о предоставлении согласия учредителей участников центра на участие подведомственных им организаций в конкурсном отборе и последующее заключение организациями соглашения о предоставлении гранта.
К «копиям учредительных документов участников центра, заверенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», указанным в пункте 1.2 Описи документов для участия в конкурсном отборе (форма 1 раздела 3 КД) относятся копии: устава, учредительного договора (в случае его заключения), свидетельства об ОГРН, свидетельства об ИНН.
В соответствии с подпунктами 23 и 25 пункта 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст, копией документа является экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа. Заверенной копией документа является копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.
Согласно пункту 5.26 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов", утвержденного приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст, при заверении соответствия копии документа подлиннику под реквизитом "подпись" указываются: слово "Верно"; должность лица, заверившего копию; его собственноручная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия); дата заверения копии. Если копия выдается для представления в другую организацию, отметка о заверении копии дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия ("Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле N ... за ... год"), и заверяется печатью организации.
Для проставления отметки о заверении копии может использоваться штамп.
Нет. Не требуется.
На конверте с изменениями документов для участия в конкурсном отборе инициатор создания центра указывает:
«Изменения документов для участия в конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета на осуществление государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня, включая международные математические центры, центры геномных исследований, а также научные центры мирового уровня, выполняющие исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития. 1 очередь. Отбор математических центров мирового уровня. Шифр 2019-ххх-01-ММЦ. Регистрационный номер документов для участия в конкурсном отборе (при наличии)».
Согласно п. 21 Правил грант предоставляется на основании соглашения о предоставлении гранта, которое заключается между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и организацией, отобранной в соответствии с пунктами 5 и 7 – 18 Правил (получатель гранта).
Таким образом, для получения гранта необходимо заключение соглашения о предоставлении гранта. Перечисление гранта без заключения соглашения о предоставлении гранта Правилами и КД не предусмотрено.
Согласно пунктам 32, 34 Правил лицом, ответственным за исполнение условий соглашения о предоставлении гранта, является его сторона – получатель гранта.
Одновременно с этим, в случае создания математического центра мирового уровня на базе консорциума функции по координации деятельности участников центра при реализации задач центра и управлению реализацией программы создания и развития центра, а также предоставлению в Минобрнауки России сводной отчетности по центру возлагается на координатора центра в соответствии с п. 3.9 Соглашения о создании консорциума.
Согласно пунктам 32, 34 Правил лицом, ответственным за исполнение условий соглашения о предоставлении гранта, является– получатель гранта – в соответствии с условиями этого соглашения.
Одновременно с этим, в случае создания математического центра мирового уровня на базе консорциума функции по координации деятельности участников центра при реализации задач центра и управлению реализацией программы создания и развития центра, а также предоставлению в Минобрнауки России сводной отчетности по центру возлагается на координатора центра в соответствии с п. 3.9 Соглашения о создании консорциума.
Нет. Не может. В соответствии с подпунктом «г» пункта 23 Правил, Получатель гранта не должен являться «получателем в текущем финансовом году или на указанную дату средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление гранта, в соответствии с иными правовыми актами на цели, установленные пунктом 1 настоящих Правил».
Такие условия Правилами не предусмотрены.
Согласно подпункту «а» п. 26 Правил несоответствие получателя гранта требованиям, установленным пунктом 23 настоящих Правил является основанием для отказа в заключении соглашения о предоставлении гранта.
Согласно п. 27 Правил в случае принятия Министерством науки и высшего образования Российской Федерации решения об отказе получателю гранта в заключении соглашения по основаниям, предусмотренным пунктом 26 Правил, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации информирует совет по государственной поддержке создания и развития математических центров мирового уровня или совет по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития, о необходимости пересмотра соответствующего решения о предоставлении гранта получателю.
- а. юридическое лицо из числа участников центра?
- б. юридическое лицо?
Согласно понятию «инициатор создания центра» в соответствии с абзацем 4 пункта 2 Правил инициатором создания центра является «руководитель организации, на базе которой создан центр, либо лицо, уполномоченное руководителями организаций, являющихся участниками центра, направивший в Министерство образования и науки Российской Федерации заявку на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта».
В данном определении прямо не указано ни то, что инициатором создания математического центра мирового уровня на базе консорциума может быть только физическое лицо, ни то, что в отличие от создания математического центра мирового уровня на базе одной организации инициатором создания математического центра мирового уровня на базе консорциума может быть не только физическое лицо, но и юридическое лицо.
При этом посредством системного толкования понятия «инициатор создания центра» согласно абзацу 4 пункта 2 Правил и положения подпункта «б» пункта 17 Правил, согласно которому совет по государственной поддержке создания и развития математических центров мирового уровня «рассматривает представленные в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил документы, заслушивает инициаторов создания центров и определяет победителей конкурсного отбора и размеры грантов», следует вывод о том, что согласно Правилам инициатором создания математического центра мирового уровня может являться только физическое лицо.
Да, допустимо.
1. Ожидаемый размер гранта в каждом году в период 2021-2024 годов целесообразно устанавливать на уровне, не превышающем размер гранта в 2020 году, при этом размер внебюджетного финансирования в каждом году в период 2021-2024 годов целесообразно установить на уровне не менее 10 % от размера гранта в соответствующем году.
2. Следует отметить, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 39 Правил Совет может принять решение «о дальнейшем предоставлении гранта центру в текущем финансовом году и об определении размера гранта». При этом в соответствии с пунктом 40 Правил «в случае представления инициатором создания центра предложений о внесении изменений в программы создания и развития центров и состав участников центров совет по государственной поддержке создания и развития математических центров мирового уровня» принимает «решение об утверждении (либо отказе в утверждении) предложенных изменений в программу создания и развития центра и состав участников центра», что позволяет своевременно вносить необходимые корректировки в программу создания и развития центра и состав участников центра с указанием соответствующего финансирования.
В случае только недостжеиия получателем субсидии целевых показателей результативности предоставления грант в 2019-2020 гг. при каких обстоятельствах в его отношении могут быть применены меры ответственности, предусматривающие возврат соответствующих средств в доход федерального бюджет?
При каких условиях к получателю субсидии может быть применена мера ответственности предусматривающая возврат соответствующих средств в доход федерального бюджета?
При каких условиях к получателю субсидии может быть применена мера ответственности в виде штрафа (штрафных санкций) и мера ответственности. предусматривающая возврат соответствующих средств в доход федерального бюджета?
Какие именно средства, являющиеся «соответствующими средствами», следует относить к подлежащим возврату в доход федерального бюджета при установлении фактов нарушения целей, условий и порядка предоставления гранта, а также в случае недостижения целевых показателей результативности предоставления гранта?
Предусмотренный пунктом 33 Правил возврат средств гранта в доход федерального бюджета не является мерой ответственности в юридическом смысле, а является последствием нарушения получателем гранта целей, условий и порядка предоставления гранта, а также недостижения целевых показателей результативности предоставления гранта, предусмотренных соглашением.
Мерой ответственности, предусмотренной Правилами являются штрафные санкции, предусмотренные пунктом 34 Правил, применяемые к получателю гранта в случае недостижения целевых показателей результативности предоставления гранта, предусмотренных соглашением. Размер штрафных санкций определяется в соответствии с пунктом 35 Правил.
Основанием направления требования о возврате средств гранта в доход федерального бюджета согласно пункту 33 Правил является установление по итогам проверок, проведенных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и (или) органом государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления гранта, а также в случае недостижения целевых показателей результативности предоставления гранта, предусмотренных соглашением.
Под «соответствующими средствами», указанными в пункте 33 Правил, понимаются средства гранта, полученные в году, в котором получателем гранта были нарушены цели, условия и порядок предоставления гранта.
1) Корректен ли вывод о том, что отсутствие в составе документов, предоставляемых в Минобрнауки России в соответствии с пунктом 2.2.1 КД, документов, указанных в таблице описи по столбцу «Наименование предоставляемого документа», из числа не предусмотренных пунктом 2.2.1 КД (то есть, документов, указанных в описи, но не указанных в пункте 2.2.1 КД), не является надлежащим основанием для отклонения документов для участия в конкурсном отборе?
2) Какие именно и какие конкретно учредительные документы должны быть предоставлены федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования?
3) Какие именно и какие конкретно учредительные документы должны быть предоставлены некоммерческой организацией?
В перечень документов, представляемых в Минобрнауки России, входят документы, указанные в п. 2.2.1 КД. Эти документы предоставляются в соответствии с Описью документов для участия в конкурсном отборе (форма 1 раздела 3 КД).
Документы, указанные в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Описи документов для участия в конкурсном отборе (форма 1 раздела 3 КД), являются неотъемлемой частью Заявки на участие в конкурсном отборе, и также должны быть представлены.
Указанные в пункте 5 Описи документов для участия в конкурсном отборе (форма 1 раздела 3 КД) «Другие документы на усмотрение инициатора создания центра» не обязательны для представления.
Этот перечень является общим для всех участников, в том числе и для федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего образования и некоммерческих организаций.
При этом следует учесть требование подпункта «б» пункта 2.2.1 КД, которое распространяется на бюджетные и автономные учреждения, не находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, о предоставлении согласия учредителей участников центра на участие подведомственных им организаций в конкурсном отборе и последующее заключение организациями соглашения о предоставлении гранта.
К «копиям учредительных документов участников центра, заверенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», указанным в пункте 1.2 Описи документов для участия в конкурсном отборе (форма 1 раздела 3 КД) относятся копии: устава, учредительного договора (в случае его заключения), свидетельства об ОГРН, свидетельства об ИНН.
Для центров, созданных в форме объединения без образования юридического лица (консорциума), формулировка «…на базе…» представляется не применимой.
Допустимо ли изменять приведенный фрагмент текста заявки (формы 2) в части слов «…на базе…»?
Да. Допустимо. Для случая создания математического центра мирового уровня на базе консорциума абзац второй Заявки на участие в конкурсном отборе (форма 2 раздела 3 КД) может быть изложен в следующей редакции:
«Математический центр мирового уровня (Наименование центра) (далее – центр) создан в форме объединения без образования юридического лица (консорциума) (Наименование участников центра с указанием организационно – правовой формы, места нахождения с указанием почтового адреса, а также адреса электронной почты и номера контактного телефона).»
Следует ли вместо символов «ххх» при подаче документов для участия в конкурсном отборе (не изменении документов) на конверте с документами для участия в конкурсном отборе указывать какие-либо другие символы и(или) номера?
Что следует указывать вместо символов «ххх» при подаче документов для участия в конкурсном отборе (не изменении документов) на конверте с документами для участия в конкурсном отборе?
На конверте с документами для участия в конкурсном отборе участник указывает в том числе «Шифр 2019-ххх-01-ММЦ». Заменять символы «ххх» не требуется.
хxx – это порядковый номер заявки, проставляемый Министерством в журнале заявок при получении заявки.