29 апреля 2021
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» представил доклад «Производительность труда и российский человеческий капитал: парадоксы взаимосвязи»

hseapril3.jpg

В рамках XXII Апрельской конференции НИУ ВШЭ 14 апреля 2021 года состоялся круглый стол НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» «Производительность труда и российский человеческий капитал: парадоксы взаимосвязи?».

На круглом столе был представлен специальный одноименный доклад НИУ ВШЭ под редакцией директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимира Гимпельсона.

Почему Россия, которая находится среди лидеров по доле обладателей третичного образования1, отстает от других стран по производительности труда? На этот вопрос существует два ответа: или в России человеческий капитал2 имеет низкое производительное качество, или в стране есть серьезные ограничения, мешающие человеческому капиталу реализовать свой производительный потенциал. Эксперты НИУ ВШЭ считают, что дело и в том, и в другом.

Авторы доклада утверждают, что в ближайшие 10-15 лет число россиян трудоспособного возраста станет снижаться. Это создаст давление на занятость, долгосрочный рост экономики страны будет ограничен темпами 1,4-1,8% в год. Доля работников в возрасте старше 40 лет в общей занятости возрастет, а доля тех, кто младше, будет сжиматься. Такие демографические тенденции крайне неблагоприятны с точки зрения экономического роста и производительности труда. Между тем, один из немногих способов смягчения последствий демографических динамики – повышение качества человеческого капитала, то есть умений и навыков занятого населения, отметили эксперты.

Соавтор доклада, директор «Центра исследований производительности» НИУ ВШЭ Илья Воскобойников, который представлял исследование на экспертной площадке, отметил, что в России доля занятых, вовлеченных в процесс переобучения, составляет всего примерно 15%, а в частном секторе она еще ниже. Расходы предприятий на эти цели – около 0,3% от общих затрат на персонал.

Обучение в большей мере ориентировано на квалифицированных работников, занятых на крупных предприятиях, обладающих высшим образованием, и молодежь. В то же время те, кто в наибольшей степени нуждаются в переобучении — люди предпенсионного возраста, люди, у которых человеческий капитал уже во многом устарел, — не имеют доступа к нему, или имеют сложности с доступом.

К тому же низкий технологический уровень производства, слабая конкурентность и высокая мобильность работников, текучесть рабочей силы снижают стимулы к инвестированию в переобучение, констатировал Воскобойников. По его словам, в переобучение, как правило, вкладываются компании, которые занимаются инновациями или работают на высококонкурентном на международном рынке. Компаний и того, и другого типа в российской экономике мало. Спикер резюмировал, что общий уровень человеческого капитала в России «ниже того, который нужен, и ниже того, каким он мог быть, учитывая возможности страны». Между тем, развитый человеческий капитал является необходимым условием для достижения высокого уровня производительности труда и, как следствие, благосостояния и качества жизни, отмечают в своем исследовании эксперты ВШЭ. При этом, согласно их оценке, по производительности труда Россия находится на среднем уровне.

Участник обсуждения, ведущий экономист Всемирного банка Руслан Емцов, ссылаясь на доклад «Изменения богатства наций», привел следующие данные: в России в 2014 году национальное богатство на душу населения, составляло 190 тысяч долларов (по паритету покупательной способности), из которых 90 тысяч, то есть, половина — это был накопленный человеческий капитал. Он отметил, что Россия по основным показателям (например, структура рабочей силы, показатели образования) считается одной из самых продвинутых стран, однако средний заработок в России ниже», чем в других странах. Эксперт связал это с негативными эффектами российского рынка труда.

Руслан Емцов перечислил факторы, на которые, по его словам, требуется обратить особое внимание: миграция молодых специалистов на ранних этапах становления карьеры и роль государства в помощи малым предприятиям в переобучении сотрудников. Эксперт Всемирного банка обозначил важность пересмотра системы профтехобразования, доставшейся нам в наследство от СССР.

В заключение директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон обозначил вопросы, на которые еще предстоит ответить экспертам в будущем: что происходит с человеческим капиталом в течение жизни, каковы причины роста производительности труда и человеческого капитала и их взаимосвязь.


1 Третичное образование — высшее и высшее профессиональное образование
2 Человеческий капитал — интеллект, здоровье, знания, умения, качество жизни человека