15 июня 2021
ЦАГИ представил НЦМУ «Сверхзвук» на площадке центра «Сириус»

9-11 июня Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») организовал выездное заседание секции «Фундаментальные проблемы создания сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) нового поколения» Международной школы-семинара «Модели и методы аэродинамики». Соорганизаторами мероприятия выступили члены консорциума НЦМУ «Сверхзвук» — ФАУ «ЦИАМ», ФГУП «ГосНИИАС» (входят в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), ФГБУ «МАИ», ФГБУ «МГУ», ФГБУ «ПФИЦ УрО РАН», ФГУ ФИЦ «Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша» РАН.

Встреча прошла в очно-заочном формате в образовательном центре «Сириус» (г. Сочи).

sirius1.jpg

Одной из задач мероприятия стала презентация научной повестки НЦМУ «Сверхзвук» перспективным молодым исследователям, в том числе проходящим подготовку на базе «Сириуса», и привлечение нового поколения к работе в области перспективных авиационных технологий.

Открыл заседание генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало, который назвал создание нового поколения сверхзвуковых гражданских самолетов одним из основных вызовов для мирового авиастроения.

sirius3.jpg

«У России есть все шансы занять лидирующие позиции в разработке СПС. Именно в нашей стране был создан один из первых в мире сверхзвуковых авиалайнеров — Ту-144. Уверен, что мы сохранили опыт и компетенции для того, чтобы сегодня успешно развивать ключевые технологии в этом перспективном направлении, используя научный задел, который имеется в распоряжении ученых и современные подходы в формировании отечественной базы фундаментальных знаний», — подчеркнул Кирилл Сыпало.

Приоритетными темами семинара стали аэродинамика, прочность, аэроакустика и безопасность полета сверхзвукового воздушного судна. Ученые и специалисты обсудили выбор параметров перспективного СПС, проблему снижения шума СПС на местности, а также вопрос обеспечения устойчивости и управляемости СПС с низким уровнем звукового удара.

Кроме того, в рамках мероприятия был проведен круглый стол, на котором ведущие ученые научно-исследовательских центров, институтов РАН и профильных вузов рассказали о глобальных вызовах и предлагаемых решениях в области сверхзвуковой авиации будущего.

sirius2.jpg

«Создание сверхзвукового самолета — это, прежде всего, решение целого ряда фундаментальных проблем современной авиационной науки. И все это, в конечном счете, во имя достижения нового качественного уровня авиационной мобильности и неоспоримых преимуществ, которые сулит полет со сверхзвуковой скоростью — быстрота трансконтинентальных перевозок, и, конечно, комфорт пассажиров. Выяснить и сопоставить баланс всех плюсов и минусов — задача не из легких, и решается она не одним днем. Надеюсь, что наша встреча и живая дискуссия по актуальным вопросам, связанным с формированием технологического базиса самолета будущего, была интересна новому поколению исследователей и в особенности тем, кто в дальнейшем планирует связать свою жизнь с авиацией», — прокомментировал научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев.

«Авиационная отрасль имеет стратегическое значение для страны, крупные проекты в области гражданской сверхзвуковой авиации нуждаются в опережающем научном заделе, который будет сформирован организациями-участниками центра. Амбициозная научная составляющая НЦМУ «Сверхзвук», на мой взгляд, является очень привлекательной для современной молодежи, планирующей карьеру в высоких технологиях», — отметил заместитель директора Департамента государственной научной и научно-технической политики Министерства науки и высшего образования РФ Кирилл Борисов.

Мероприятие прошло в рамках реализации Программы создания и развития НЦМУ «Сверхзвук» на 2020–2025 гг. при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ (соглашение от 8 декабря 2020 г. № 075-11-2020-023).


Справка:

Инициатором создания НЦМУ «Сверхзвук» и координатором консорциума выступает ФГУП «ЦАГИ». Помимо ФГУП «ЦАГИ», в составе НЦМУ — ФАУ «ЦИАМ», ФГУП «ГосНИИАС», ФГБУ «МАИ», ФГБУ «МГУ», ФГБУ «ПФИЦ УрО РАН», ФГУ ФИЦ «Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша» РАН и др. Проект реализуется с 2020 по 2025 гг.

Планируемые результаты деятельности Центра — инновационные конфигурации СПС с низким уровнем звукового удара и шума, технология многокритериального проектирования летательного аппарата, система отображения информации на базе технического зрения, AR (технология дополненной реальности) в кабине пилота и др.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям.

ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.