30 марта 2021
Завершился II Международный форум по математическому образованию – IFME 2021 В Казанском федеральном университете

Форум проходил с 22 по 28 марта 2021 года. В нем принимали участие ведущие ученые, преподаватели вузов, учителя из России, США, Южной Кореи, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Эстонии. Организаторами вступили Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ и Научно-образовательный математический центр Приволжского федерального округа. В рамках форума состоялось пять мероприятий:

  • Х Международная научно-практическая конференция «Математическое образование в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы» (MATHEDU-2021);
  • международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании и науке (ИТОН)»;
  • международный научный семинар Digital Technologies for Teaching and Learning (DTTL);
  • молодежная школа-конференция «Будущее математического образования»;
  • Х Республиканский семинар учителей математики (его тема – «Электронное обучение: проблемы и решения»).

2021-03-23 10-47-17 (9)_1.jpg

На открытии участников форума от имени ректора КФУ Ильшата Рафкатовича Гафурова приветствовал проректор по образовательной деятельности КФУ Дмитрий Альбертович Таюрский.

«Сегодня вы будете обсуждать многие аспекты математического образования, которые требуют изменений в эпоху цифровой экономики, подготовку специалистов с новым пониманием, работу с большими данными. Но все это будет касаться всего лишь организации образования, менеджмента, администрирования образовательного процесса. Но сути образовательного процесса это, к сожалению, пока не затрагивает», – сказал проректор.

По словам Дмитрия Альбертовича, развитие искусственного интеллекта сегодня еще не достигло такого уровня, который позволял бы полностью перейти на цифровое образование.

«Есть искусственный интеллект, который управляет автомобилями, но нет искусственного интеллекта, который управлял бы образованием, – подчеркнул он. – Я считаю, что мы с вами должны сегодня об этом задуматься, причем очень серьезно, поскольку иначе мы будем катастрофически отставать от развития социальной и индустриальной структуры, которая есть вокруг».

2021-03-23 10-47-17 (4)_1.jpg 2021-03-23 10-47-17 (10)_1.jpg 

Директор Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ Екатерина Александровна Турилова обратила внимание на то, что первоочередная задача педагога – научить думать.

«Если мы сегодня позволим себе и нашим ученикам и студентам утонуть в мире технологий, не замечая сути, через 20 лет эти технологии творить будет некому», – заявила она.

Екатерина Александровна призвала учителей и преподавателей помнить, что они являются примером для своих учеников и несут ответственность за молодое поколение, от которого зависит будущее математической науки.

«Мне кажется, об этой ответственности на форуме по математическому образованию мы должны говорить не меньше, чем об образовательных технологиях и о том, каким будет образование. Я уверена, что баланс будет найден. Каждый на форуме сможет поделиться мыслями, идеями, которые зреют у него давно», – отметила директор института.

22_2.jpg

С программой работы форума, который проходил в смешанном формате, познакомила заведующая кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики ИМиМ Лилиана Рафиковна Шакирова.

«На площадках форума планируется обсудить проблемы цифровой трансформации математического образования, технологического подхода в обучении математике в школе и вузе, применения информационных технологий в образовании и науке, а также актуальные проблемы электронного обучения, моделирования интеллектуальных систем и другие вопросы», – проинформировала она.

2021-03-23 10-47-17 (2)_1.jpg

Одним из ключевых мероприятий форума стал круглый стол «Математическое образование в эпоху цифровизации». Директор Физтех-школы прикладной математики и информатики, федеральный профессор математики Андрей Михайлович Райгородский (Москва) рассказал на круглом столе об опыте организации образования и науки в учебном заведении.

Кроме того, в дни работы форума состоялось несколько мастер-классов: «3D-моделирование и печать», «Создай своего робота», «Моделирование интеллектуальных систем»). Еще два мастер-класса организовали финалисты всероссийского конкурса «Учитель года – 2020» Евгений Яшин (г. Саранск) и Мария Ившина (г. Ижевск).